ВЕРНУТЬСЯ

25 лет деятельности комитета

по управлению муниципальной собственностью

города Барнаула

 

Краткая аналитическая справка

Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. В начале 1990-х годов с началом реформ в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики возникла необходимость преобразования отношений собственности на средства производства путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, в то время муниципальная собственность закрепилась как понятие.

Правовой режим собственности определяет основные характеристики общества и возникающих в нем правоотношений, поэтому краеугольным камнем при переходе к новым общественным отношениям являются вопросы собственности.

Процесс формирования собственности начался после принятия Закона РСФСР от 06.07.1991 «О местном самоуправлении». Чуть позже Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» был установлен порядок ее формирования.

В соответствии с указанным Постановлением в муниципальную собственность передавались:

объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие данные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и прочие объекты);

объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и расположенные на территории соответствующих городов (предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, оптово-складские мощности, учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта);

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находящиеся в ведении министерств и ведомств.

Затем распоряжением Президента России от 18.03.1992 было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, которое установило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности в соответствующем реестре муниципальной собственности.

26 сентября 1991 года решением №6 сессии 21 созыва Барнаульского городского Совета народных депутатов при городском исполнительном комитете создается комитет по управлению имуществом г.Барнаула. В соответствии с распоряжением главы администрации города от 01.02.1992 комитет получил статус юридического лица и вошел в структуру администрации города Барнаула.

Основной задачей молодого комитета стало выстраивание системы имущественных отношений во времена формирования класса собственников в России. На тот момент алгоритма решения такого рода вопросов в новой России не существовало, не было ни законов, которые регулировали бы эти отношения в условиях рыночной экономики, ни опыта их применения.

В таких условиях эффективно действовать и достигать успешных результатов могли лишь высокообразованные люди с системным мышлением, выдающейся работоспособностью и организаторскими способностями. В итоге команду комитета составили именно такие личности:

Слуцкий Леонид Яковлевич - председатель комитета с 1992 по 2001 год;

Полянская Вера Кузьминична, исполняла обязанности председателя с момента образования комитета до назначения председателя комитета в апреле 1992 года, затем на протяжении 8 лет работала заместителем председателя комитета;

Пташник Татьяна Егоровна - начальник отдела бытового обслуживания;

Ракунова Галина Илларионовна - начальник отдела торговли,

Рымарь Анна Кирилловна - начальник отдела общественного питания,

Пашкова Татьяна Викторовна - начальник общего отдела,

Сердюк Лариса Александровна - начальник юридического отдела,

Шубкин Николай Павлович - начальник отдела аренды нежилых помещений.

Не мало важный вклад в развитие комитета внесли специалисты отделов первого состава комитета: Марыгина Неля Арнольдовна, Сидорова Татьяна Николаевна, Медведева Людмила Аркадьевна, Морозова Наталья Евгеньевна, Фоминых Светлана Николаевна, Ильина Галина Васильевна, Куркина Лидия Владимировна, Лякишев Владимир Александрович, Никитина Валерия Александровна, Терехов Станислав Михайлович и многие другие.

Терехов С.М., Фоминых С.Н., Лякишев В.А., Морозова Н.Е. в дальнейшем стали начальниками отделов.

Коллектив комитета 1994г.
1. Приватизация

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществлялась на основе Закона РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».

В соответствии с Указами Президента и постановлениями Правительства перед началом процесса приватизации комитету совместно с депутатами Барнаульского городского Совета народных депутатов, отделами и комитетами администрации города и администрациями районов города необходимо было:

провести экспертизу Договоров аренды с правом выкупа, заключенных объединениями продтоваров районов города, объединениями промышленных и комиссионных товаров, а также провести коммерциализацию отраслей путем выделения магазинов, предприятий общественного питания и бытового обслуживания, их филиалов в самостоятельные муниципальные предприятия;

выявить составы имущества, сданного в аренду с правом выкупа
в 1990 году, имущества, приобретенного арендными предприятиями за счет прибыли от использования арендованного имущества, определить лица, имеющие право выкупить арендованное имущество по указанным договорам;

разработать документ, запрещающий собственникам менять профиль выкупленного предприятия в течение 10-15 лет с целью обеспечения населения города необходимыми товарами и услугами в переходный период.

В результате 17.04.1992 комитетом в торжественной обстановке были выданы первые договоры выкупа арендованного имущества.

Начало приватизации привело к сокращению числа объектов муниципальной собственности, при этом в бюджет города практически не поступило никаких денежных средств, так как предприятия продавались по остаточной стоимости. Но вместе с тем, позволило осуществить переход к рынку и преобразовать систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности с государственной на частную.

Наиболее быстрыми темпами «малая приватизация» проходила в городе Барнауле в период 1992-1995 годов. В соответствии с действующим законодательством были заключены договоры аренды имущества с правом его выкупа, и комитет продавал арендованное имущество трудовым коллективам. В результате 436 предприятий торговли были выкуплены трудовыми коллективами по цене, определенной в соответствии с нормативными актами, действующими на момент выкупа. Остальные предприятия продавались на конкурсе с условиями сохранения их профиля и социальных гарантий коллективу.

Всем приватизированным предприятиям как неотъемлемую часть договора купли-продажи комитет по управлению имуществом выдавал лицензии на право ведения хозяйственной деятельности, что наряду с жестким контролем за выполнением лицензий обеспечили сохранение социально-бытовой структуры предприятий города.

Приватизация позволила привлечь на предприятия инвесторов, которые пополнили оборотные средства предприятий, отремонтировали здания, закупили новое торговое оборудование.

За период приватизации 1992-2001 годов в городской бюджет перечислено средств (в масштабах действовавших цен):

 

Годы

Перечислено, тыс. руб.

Примечание

1992

62888,3

 

1993

365139,8

 

1994

1051405,7

 

1995

5239000,0

 

1996

6818100,0

 

1997

2672160,6

 

1998

3232,8

в деноминированных рублях

1999

14435,5

в деноминированных рублях

2000

12300,0

 

2001

17285,0

 

 

После завершения этапа «малой приватизации» с реорганизацией городского Фонда имущества в декабре 1993 года одним из основных направлений работы комитета стала продажа объектов муниципальной собственности, в том числе акций, включенных в прогнозный план приватизации.

 

Продажа объектов муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

 

Имущество

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Недвижимое

5

5

6

14

32

82

19

23

14

27

25

68

68

41

8

Движимое

13

3

2

4

-

-

2

-

-

2

-

1

6

5

15

Акции

-

-

-

-

-

1

-

1

1

-

4

2

1

-

-

 

В настоящее время приватизация муниципальной собственности осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральными законами Российской Федерации от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», Положением о порядке приватизации объектов недвижимости муниципальной собственности, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2002 № 259.

 

 

 

Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендованных помещений

 

Количество объектов недвижимости

Площадь, кв.м

Стоимость, тыс.руб.

2009

31

2 914,0

85 397,1

2010

66

6 195,5

104 690,0

2011

13

1 624,0

24 979,3

2012

8

1 424,5

15 835,0

2013

32

23 175,8

152 888,6

2014

59

6 037,0

111 749,0

2015

35

4 550,0

72 776,8

2016 на 01.09.2016

15

1 542,1

19 403,5

ВСЕГО за 2009-2016 годы

259

47 462,9

587 719,3

 

По состоянию на 01.09.2016 в результате мероприятий по реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права выкупа арендованных помещений с предоставлением рассрочки платежа до 5 лет, комитетом определен 61 субъект малого и среднего предпринимательства, имеющих данное право, воспользоваться котором можно до 01.07.2018.

Отраслевые комитеты, отделы и управления администрации города, а также администрации районов в городе и балансодержатели муниципального имущества ежегодно направляют свои предложения о приватизации находящегося в их ведении муниципального имущества в комитет по управлению муниципальной собственностью. С учетом поступивших предложений готовится проект прогнозного плана приватизации, который направляется для рассмотрения главе администрации города, затем утверждается решением Барнаульской городской Думы вместе с утверждением бюджета города и подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Решением Барнаульской городской Думы от 28.08.2015492 утвержден прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности на 2016-2018 годы. В него, с учетом изменений и дополнений, включено 114 объектов недвижимости и 1 акционерное общество, акции которого находятся в собственности городского округа-города Барнаула.

5

Коллектив комитета 1998 г.

 

 

 

 

 

Поступление денежных средств от приватизации муниципального имущества в бюджет города, млн.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Формирование муниципальной собственности

Одновременно с массовой приватизацией комитетом по управлению имуществом проводилась работа по формированию муниципальной собственности.

Первый этап разграничения полномочий начался с принятием Указа Президента от 22.12.1993 «О гарантиях местного самоуправления в РФ», согласно которому было установлено, что передача объектов, находящихся в муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Начало второго этапа ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в августе 2004 года.

Решением Малого Совета Барнаульского городского Совета народных депутатов от 15 мая 1993 года №163 был утвержден Перечень объектов предприятий, являющихся муниципальной собственностью города Барнаула, который лег в основу Реестра объектов муниципальной собственности города Барнаула, впервые сформированного по состоянию на 01.01.1997.

Один раз в два года проводится обновление Реестра объектов муниципальной собственности, осуществляется инвентаризация объектов недвижимости, изменяются стоимостные показатели, связанные с начислением износа, переоценкой основных средств, списанием и т.д. Обновленный документ утверждается городской Думой.

Действующий в настоящее время Реестр утвержден по состоянию на 01.01.2016. Реестр состоит из 3 разделов.

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в раздел 2 – сведения о муниципальном движимом имуществе, в раздел 3 – сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником).

В Реестре учтено более 40 тысяч объектов. Форма Реестра является сжатой формой стоимостного показателя имущества муниципальной собственности.

Объектами учета Реестра являются: земельные участки, здания (жилые и нежилые), сооружения, имущественные комплексы, незавершенное строительство, комплексы помещений, движимое имущество (транспортные средства, машины и оборудование) и иные объекты.

Работа с Реестром объектов муниципальной собственности ведется постоянно, в том числе ведутся учет и приведение объектов в соответствие
со ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выявление бесхозяйных объектов, прием в муниципальную собственность жилья, инженерных сетей и сооружений, объектов социально-культурного назначения,
а также отчуждение объектов из муниципальной собственности в другие уровни собственности.

 

Количество объектов недвижимости,

принятых в муниципальную собственностью, шт.

 

 

3. Управление муниципальной собственностью

С завершением периода массовой приватизации и становлением частной собственности в городе Барнауле комитет переносит акцент работы с приватизации на управление муниципальным имуществом города.

Основной целью комитета становится эффективное управление муниципальной собственностью. Для реализации указанной цели комитетом решаются следующие задачи:

проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности;

постоянное совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности;

постоянное обновление правовой базы, позволяющей использовать различные способы распоряжения муниципальным имуществом;

оформление права собственности на объекты недвижимости;

контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества;

         обеспечение поступления доходов от использования муниципального имущества в бюджет города.

Закон РФ от 21.07.1997 «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» существенно меняет организационные основы приватизации муниципального имущества. В Закон внесены и новые нормы, регулирующие отношения муниципального образования с открытыми акционерными обществами, закрепление акций в муниципальную собственность при преобразовании муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества, создание органов по управлению муниципальным имуществом по решению представительного органа местного самоуправления и в соответствии с Уставом муниципального образования.

Двумя годами позже 09.09.1999 Правительство РФ принимает Постановление «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации». Настоящая концепция определяла основные цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях.

С выходом данной Концепции комитет начинает решать вопросы создания акционерных обществ, реорганизации муниципальных предприятий, осуществления контроля за эффективностью использования имущества муниципальными предприятиями, вести работу по утверждению уставов унитарных предприятий и учреждений, назначению на должность и освобождению от должности их руководителей, заключению, изменению и расторжению контрактов с руководителями муниципальных предприятий и учреждений.

Первые муниципальные предприятия в городе Барнауле были учреждены в 1991 году в результате коммерциализации торговли, бытового обслуживания, общественного питания, в результате которой из 20 объединений было выделено 350 предприятий - самостоятельных юридических лиц.

В 1993 году были учреждены 50 муниципальных медицинских учреждений и 40 аптек.

В 1995-1996 годах на базе производственных подразделений городского жилищного управления учреждены муниципальные предприятия ЖЭУ, ПЖЭТы, а в 1997-1998 годах такие предприятия учреждались на базе ЖКО с передачей им принимаемого в муниципальную собственность от промышленных предприятий имущества в хозяйственное ведение.

Реализация системы управления предполагает определение круга и количества муниципальных унитарных предприятий, необходимых для выполнения функций муниципального образования. Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Перед комитетом появляются задачи:

повышения эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и использования закрепленного за ними муниципального имущества;

оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;

создания системы экономического мониторинга и ужесточения контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;

погашения унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и как следствие – увеличения поступления денежных средств в городской бюджет от использования муниципального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;

снижения расходов городского бюджета на содержание муниципальных учреждений.

С целью обеспечения учета казны города и получения дополнительных доходов, направляемых напрямую в городской бюджет, в ноябре 2003 года было создано муниципальное учреждение «Барнаульское имущественное казначейство». Первоначально учреждению передано на баланс имущество ликвидированных предприятий Центрального рынка, рынков «Урожайный», «Юбилейный», зданий кинотеатров «Родина», «Первомайский», объектов теплоснабжения. В дальнейшем передано все имущество инженерной инфраструктуры, недвижимое и движимое имущество, не находящееся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, и не переданное в оперативное управление муниципальным учреждениям, в результате чего была сформирована муниципальная казна города Барнаула.

В связи с необходимостью возложения функций по учету имущества на орган местного самоуправления данное учреждение было ликвидировано, а на его базе в 2008 году создан комитет по учету имущества муниципальной казны города Барнаула.

Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края определены вопросы местного значения городского округа и имущество, которое может находиться в муниципальной собственности для их выполнения. В свете исполнения данного закона, учитывая финансовое положение муниципальных унитарных предприятий города, возникла необходимость их реформирования. Работа по реформированию была начата в 2005 году рабочей комиссией при администрации города по реформированию муниципальных унитарных предприятий. Результатом реформирования стала ликвидация убыточных предприятий и предприятий, деятельность которых не соответствует выполнению вопросов местного значения.

 

 

 

 

 

Количественный состав муниципальных предприятий и учреждений

 

Сфера деятельности организаций

Количество предприятий и учреждений по годам

01.01.1998

01.01.2000

01.01.2005

01.01.2008

01.01.2011

01.01.2016

Всего муниципальных организаций, в том числе

381

505

476

447

405

330

Предприятия

137

144

110

83

40

17

Торговля

11

8

6

2

-

-

Общественное питание

16

17

16

7

1

-

Бытовое обслуживание

5

3

3

1

-

-

Здравоохранение

39

38

22

10

5

2

Транспорт

1

3

3

5

2

1

Культура и спорт

14

17

10

4

1

-

Эксплуатации дорог и благоустройства

11

9

9

16

8

4

Ремонтно–строительные

8

6

7

4

-

-

Жилищно-коммунальное хозяйство

26

33

24

27

17

6

Инженерное обеспечение

2

2

3

3

2

1

Прочие предприятия

4

8

7

4

4

3

Учреждения

244

361

374

364

365

305

Здравоохранение

50

46

46

42

41

-

Культура и спорт

14

16

23

24

25

33

Образование

175

294

298

296

288

267

Социальной помощи

5

5

6

-

-

-

Прочие учреждения

-

-

1

2

11

5

Организации, доля в уставном капитале которых принадлежит муниципалитету

13

13

7

14

14

8

 

По состоянию на 01.07.2016 зарегистрировано 17 муниципальных унитарных предприятий, из которых 14 осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами, 2 находятся в стадии банкротства и 1 в ликвидации.

Предприятия, работающие без убытков, в соответствии с действующем законодательством перечисляют 10% от остающейся в распоряжении предприятий после оплаты налогов и обязательных платежей прибыли в бюджет города. Постоянно рентабельными на протяжении многих лет являются
МУП «Барнаулгорсвет», МУП «Горзеленхоз», аптечные предприятия.

 

 

 

 

 

Поступление 10% прибыли МУП, тыс. руб.

 

 

 

 

Анализ деятельности муниципальных унитарных предприятий

 

 

 

Реорганизация коснулась и муниципальных учреждений. В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» создаются новые автономные учреждения, а также автономные учреждения путем изменения типа существующих муниципальных учреждений.

Всего по состоянию на 01.07.2016 зарегистрировано 25 муниципальных автономных учреждений, в том числе 22 в сфере образования, 3 в сфере спорта. Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (органов местного самоуправления, казенных, бюджетных и автономных) в городском округе по состоянию на 01.07.2016 составляет 7,55%.

 

Коллектив комитета 2003 г.

4

 

 

 

 

 

4.Аренда муниципального имущества

Одним из важных направлений работы по управлению муниципальной собственностью является передача в аренду нежилых помещений как предназначенных для этих целей, так и переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление муниципальным предприятиям, учреждениям и временно не используемых ими под основную деятельность.

С 15.12.1992 принято временное Положение о порядке предоставления в аренду, заключения договоров аренды на имущество, относящееся к муниципальной собственности города Барнаула, и на комитет легли функции арендодателя муниципального имущества.

Решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2011 №134 утверждено Положение о порядке сдачи в аренду муниципального имущества, которым предусматривалось повышение коэффициентов престижности от 1 до 10 для отдельных улиц (участков улиц), применение коэффициента инфляции и коэффициента по виду деятельности арендатора при расчете арендной платы за нежилые помещения.

С 01.06.1998 обязательным условием договоров пользования становится заключение пользователем договоров на предоставление коммунальных услуг, текущее содержание здания (помещения), страхование нежилых помещений муниципальной собственности. С целью организации контроля за осуществлением пользователями оплаты коммунальных услуг в договорах пользования прописывается обязанность по предоставлению в комитет один раз в полугодие актов сверок с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, устанавливается система УАРМ Вычислительного центра КЖКХ «Система город», обеспечивающая специалистам комитета доступ к лицевым счетам пользователей муниципального имущества.

Ежегодно комитетом вносятся изменения во все действующие договоры аренды и субаренды нежилых помещений по увеличению арендной платы в соответствии с применением коэффициента инфляции, определяемого на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю.

В целях упорядочения поступлений неналоговых доходов в бюджет города с 01.02.2005 на комитет возлагаются функции администратора неналоговых доходов от использования муниципального имущества по 16-ти кодам бюджетной классификации.

Основными из них являются:

доходы от сдачи в аренду муниципального имущества;

доходы от приватизации муниципального имущества;

дивиденды по акциям.

Передача в пользование муниципального имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положением о порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом, являющимся собственностью городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 29.09.2008 №840.

По состоянию на 01.07.2016 в Реестре объектов муниципальной собственности значатся нежилые здания и помещения общей площадью
310,2
тыс.кв.метра. Всего передано в пользование муниципальное имущество общей площадью 284,6 тыс.кв.метра. Площадь свободных нежилых помещений, предназначенных для сдачи в аренду, составляет 25,6 тыс.кв.метра.

С целью сокращения количества свободных помещений ежемесячно обновляется и размещается на официальном Интернет-сайте города и официальном Интернет-сайте комитета информация о перечне свободных нежилых помещений муниципальной собственности, предназначенных для сдачи в аренду.

Также, на безвозмездной основе предоставляется муниципальная услуга «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду».

С целью сокращения количества объектов муниципальной собственности, не переданных в пользование, комитетом постоянно проводятся торги по продаже права заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества.

За первое полугодие 2016 года объявлено 8 аукционов по продаже права заключения договоров аренды на нежилые помещения муниципальной собственности на 209 объект общей площадью 22,80 тыс.кв.метра. По результатам аукционов заключено 96 договоров аренды нежилых помещений общей площадью 8,5 тыс.кв.метра.

Кроме того проведено 8 аукционов и 1 конкурс на право заключения договоров аренды объектов инженерной инфраструктуры, по результатам которых заключено 5 договоров аренды на 31 объект инженерной инфраструктуры.

Для обеспечения эффективности использования муниципальной собственности и соблюдения условий договоров аренды за первое полугодие 2016 года проведена 81 проверка использования нежилых помещений муниципальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с банкротством МУП «Тепловые сети» в 2003 году муниципальное имущество теплового хозяйства передано по договорам аренды коммерческим обслуживающим организациям. За время его аренды арендаторы обеспечили стабильную работу системы теплоснабжения в зимний период, проведение своевременного ремонта и обслуживание оборудования в период подготовки к отопительному сезону. В дальнейшем в 2005-2006 годах имущество теплового хозяйства, равно как и имущество водопроводного, канализационного и электросетевого хозяйства, было передано в арендное пользование коммерческим структурам на длительный срок.

Арендаторы муниципального имущества инженерной инфраструктуры обеспечивают стабильную работу, выполняют текущий, капитальный ремонты объектов коммунального хозяйства, в ходе реализации инвестиционных проектов реконструируется, модернизируется муниципальное имущество и ведется строительство новых объектов.

Ежегодно за аренду муниципального имущества инженерной инфраструктуры в бюджет города поступает около 150-170 млн.рублей. Эти средства в дальнейшем почти в полном объеме направляются на восстановление имущества: капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.

В связи с изменениями в действующем законодательстве, произошедшими за последние пять лет с момента празднования 20-летия комитета, меняется и подход к управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

Так, в соответствии с федеральными законами «О теплоснабжении» и
«О водоснабжении и водоотведении», а также с учетом развития государственно-частного партнерства, имущество тепло-, водоснабжения и водоотведения, срок ввода в эксплуатацию которого превышает 5 лет, должно передаваться только в концессию.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а другая сторона обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Преимущества концессии, с точки зрения собственника:

      сохранение имущества в муниципальной собственности;

      проведение реконструкции (модернизации) имущества без использования бюджетных средств;

      обеспечение эффективного управления имуществом, возможность контроля за деятельностью частного оператора.

В настоящее время комитетом проводится работа по передаче по концессионным соглашениям объектов теплового хозяйства.

 

 

5. Автоматизация и информатизация

Компьютеризация рабочих мест в комитете по управлению имуществом началась в 1996 году. Модернизация сетевого оборудования проводилась
с 1999 года и дала возможность бесперебойно и быстро обрабатывать информационный поток. Существующая обеспеченность техническими средствами позволила приступить к созданию информационной системы взамен устаревших и не отвечающих требованиям времени программных продуктов.

В соответствии с постановлением администрации города от 27.11.2013 №3620 «О внесении изменений в штаты органов местного самоуправления города» с 01.02.2014 ликвидирован отдел информатизации в комитете и создан комитет информатизации в структуре администрации города, в состав которого включены штатные единицы начальника и главного специалиста отдела.

В связи с этим, полномочия по техническому обеспечению перешли к комитету информатизации. С начала 2014 года программно-информационный комплекс комитета, насчитывающий 49 персональных компьютеров, пополнился 13 новыми многофункциональными устройствами.

Деятельность комитета широко освещается в средствах массовой информации и сети Интернет. На официальном сайте администрации города и сайте комитета размещены действующие нормативно-правовые акты, на основании которых комитет осуществляет свою деятельность. На портале «Электронный Барнаул» размещены регламенты по предоставлению муниципальных услуг.

В работе используются современные операционные системы и системы управления базами данных, справочно–правовые системы, специализированные программные комплексы и программные продукты. Вся работа в комитете автоматизирована и выполняется в программах «Система «Муниципальное имущество», «Аренда муниципальной собственности», «Автоматизация отчуждения муниципальной собственности», «СКИФ», «1-С бухгалтерия», «Ваш финансовый аналитик», «КриптоПро». Проводятся мероприятия по внедрению программы «САУМИ» и настройке ее взаимодействия с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах
(ГИС ГМП).

С марта текущего года комитет начал работать в городской системе электронного документооборота и делопроизводства «Дело».

IMG_2957

Коллектив комитета 2011 г.

 

 

 

 

 

6. Правовое обеспечение

Юридический отдел комитета на начальном этапе приватизации провел огромную работу по созданию нормативной базы, регулирующей вопросы управления имуществом. Работа по совершенствованию правовой основы управления и распоряжения городской собственностью ведется постоянно в связи с изменением законодательства и наработкой практического опыта.

Комитетом подготовлены, а впоследствии решениями Барнаульской городской Думы приняты, Положение о порядке пользования и распоряжения муниципальным имуществом, Положение о порядке управления муниципальным имуществом города, Положение о порядке приватизации объектов муниципальной собственности, Положение о реестре объектов муниципальной собственности, Положение о муниципальном имуществе городского округа – города Барнаула Алтайского края, Положение о порядке передачи имущества, находящегося в собственности городского округа - города Барнаула Алтайского края, по концессионным соглашениям, Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Барнаула, Положение об учреждении, подчиненности, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и заключении трудовых договоров с их руководителями.

Постановлениями администрации города утверждены: Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений; Положения об осуществлении органами местного самоуправления функций и полномочий учредителя муниципальных учреждений; Порядок участия представителей органов местного самоуправления в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ, акции (часть акций) которых находятся в собственности городского округа - города Барнаула Алтайского края; Порядок оформления бесхозяйного недвижимого имущества с момента его выявления и до регистрации права муниципальной собственности.

Юридическое сопровождение деятельности, постоянный мониторинг действующего законодательства, судебная практика и объемная претензионно-исковая работа являются неотъемлемой и важнейшей составляющей стабильного функционирования комитета.

 

7. Комитет

В связи с требованиями времени, изменением законодательства и делегированием комитету новых полномочий изменялись и дополнялись не только функции комитета, но и само название комитета.

Федеральное законодательство четко сформулировало понятия «муниципальная собственность», «муниципальное имущество» и в рамках Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением Барнаульской городской Думы № 497 от 01.09.2004 комитет по имуществу был преобразован в комитет по управлению муниципальной собственностью.

В 2008 году утверждено новое Положение о комитете и наименование, существующее по настоящее время – комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.

В феврале 2011 года с целью ликвидации дублирующих функций двух комитетов Барнаульской городской Думой принимается решение №459 «О реорганизации комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула в форме присоединения к нему комитета по учету имущества муниципальной казны города Барнаула».

Указанная реорганизация позволила:

наладить комплексный подход к управлению недвижимостью;

упростить процедуру оформления прав пользования объектами недвижимости;

более эффективно использовать кадровый потенциал и передать объединенному комитету дополнительные функции, связанные с эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры города;

вести бухгалтерский и аналитический учет объектов в составе имущества казны в порядке, установленном для ведения Реестра объектов муниципальной собственности;

полностью отслеживать весь процесс использования муниципального имущества от сдачи его в аренду до целевого использования бюджетных средств на содержание и ремонт;

осуществлять контроль за выполнением ремонтных работ объектов инженерной инфраструктуры;

сэкономить средства на содержание комитетов.

В начале 2014 года комитет по управлению муниципальной собственностью переехал в здание по адресу: ул.Гоголя, 48, построенное специально в целях размещения структурных подразделений администрации города для удобства взаимодействия между ними и работы с населением города.

За прошедший период с празднования 20-летия комитета было освоено около 700 млн.рублей бюджетных средств на восстановление объектов инженерной инфраструктуры: отремонтировано почти 100 км тепловых, водопроводно-канализационных коммуникаций, электрических сетей, проведена модернизация оборудования на очистных сооружениях, реконструкция 13 котельных и зданий ЦТП, 7 трансформаторных подстанций, пробурено 8 скважин в пригородных поселках города, установлено 6 водонапорных башен.

В ноябре 2015 года в соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 28.08.2015 №495 полномочия по проведению капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры за счет средств городского и краевого бюджетов и контроля над проведением таких ремонтов за счет внебюджетных источников переданы вновь образованному юридическому лицу - комитету по энергоресурсам и газификации.

В структуре нового комитета 7 отделов, в том числе: отдел учета, отдел аренды, отдел приватизации и оформления муниципальной собственности, отдел планирования и управления имуществом, а также юридический отдел, общий отдел и отдел бухгалтерии.

Штатная численность комитета составляет 49 человек, из них: женщин – 47, мужчин – 2. Муниципальных служащих – 48 и сотрудник, занимающий должность заведующего хозяйством. Средний возраст работающих – 38 лет. По состоянию на 01.10.2016 высшее образование имеют 37 (77%) служащих,
7 - два высших.

За достигнутые результаты труда по эффективному управлению и распоряжению муниципальным имуществом и личный вклад в социально-экономическое развитие города Барнаула многие работники комитета за период его деятельности поощрены Благодарностями главы администрации города, награждены Благодарственными письмами и Почетными грамотами администрации города, Администрации Алтайского края, ценными подарками, имеют звание «Ветеран труда».

 

 

 

 

 

Коллектив комитета 2016 г.

DSCN9408

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководители комитета

с 1991 по 2016 год

 

 

Председатели:

 

Полянская Вера Кузьминична- 1991 – 1992

 

Слуцкий  Леонид Яковлевич - 1992 – 2001

 

Золотарев  Василий Иванович - 2001 - 2006

 

Савинцев Игорь Григорьевич - 2006

 

Корчагин Анатолий Иванович - 2006 - 2011

 

Фоминых Светлана Николаевна - 2011 – н/вр

 

 

Заместители председателя:

 

Полянская Вера Кузьминична - 1992 – 1999

 

Сорокина Людмила Григорьевна - 2005 - 2006

 

Рудт Аркадий Георгиевич - 2005 - 2010

 

Фоминых Светлана Николаевна - 2006 – 2011

 

Аленников Алексей Александрович – 2011 - 2014

 

Колесниченко Наталья Николаевна – 2012 - н/вр

 

Белова Татьяна Николаевна – 2014 – н/вр