«О перспективах реформирования муниципальных унитарных предприятий города Барнаула»

 

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятым в 2003 году, и Уставом муниципального образования городского округа - гарнаула Алтайского края определены вопросы местного значения городского округа в части вопросов имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. В свете исполнения данного закона, и учитывая финансовое положение муниципальных унитарных предприятий города, возникла необходимость их реформирования. Работа по реформированию муниципальных унитарных предприятий  начата с 2005 года. Результатом реформирования МУПов стала ликвидация убыточных предприятий и предприятий, деятельность которых не соответствует выполнению вопросов местного значения. После завершения реформ, создания рынка услуг муниципальные предприятия, которые не смогут вписаться в рынок и не будут востребованы населением, в соответствии с действующим законодательством будут реформированы либо ликвидированы.

На начало периода реформирования на 01.01.2005 было зарегистрировано 110 муниципальных унитарных предприятий, 66 из них были действующими, 25 предприятий из числа действующих имели прибыль. В 2005 году были созданы новые предприятия дорожно-эксплуатационного хозяйства, реорганизовано МУТТП путем выделения двух новых предприятий – МУП «Служба управления наземным пассажирским транспортом» и МУП «Горэлектротранс» гарнаула.

С 2006 года после создания по распоряжению главы города от 23.10.2006 №441 рабочей группы по разработке мер повышения эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями города на 2006-2008 гг. и определения критериев реформирования указанных предприятий работа по реформированию МУПов стала проводиться более организованно.

По состоянию на 01.01.2008 было зарегистрировано 83 муниципальных унитарных предприятия, из них 40 –это предприятия, осуществляющие свою деятельность в соответствии с уставами. Из 40 предприятий 36 (90%) соответствуют критериям для сохранения предприятий на основе оценки бюджетной и социальной эффективности. По итогам года с прибылью сработали 25 муниципальных унитарных предприятия, что составляет 62,5% от числа действующих (при плане 67%). Причиной уменьшения прогнозируемого порогового значения прибыльных предприятий является увеличение количества муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, в отношении которых введена процедура банкротства. Данная ситуация складывается в ходе проведения жилищно-коммунальной реформы, в результате выбора собственниками помещений в многоквартирных домах частных управляющих компаний.

Постоянно рентабельными предприятиями являются МУП «Барнаулавтодор», семь МУП «Дорожник» районов города, МУП «Горзеленхоз», МУП «Барнаулкапстрой», МУП «Специализованная похоронная служба», МУП «Барнаулгорсвет», МУП «Парк культуры и отдыха Центрального района» и МУП «Аптеки» города.

        За период реформирования наблюдается устойчивая тенденция снижения убытков действующих предприятий. Снижению убытков способствовали:

-расширение перечня и увеличение объёма предоставляемых услуг;

-уменьшение числа нерентабельных (убыточных) предприятий;

-увеличение тарифов на оказываемые предприятиями услуги;

-утверждение действующим предприятиям показателей критериев бюджетной и социальной значимости, что значительно дисциплинировало руководителей, т.к. возникла угроза ликвидации предприятия;

-проведение реорганизации предприятий путём присоединения убыточных предприятий к прибыльным, что позволило более эффективно использовать оборотные средства;

-принятие собственником решений о ликвидации убыточных предприятий и предприятий, выполняющих функции, не относящиеся к вопросам местного значения.

По состоянию на 01.09.2008 зарегистрировано 25 предприятий,  оказывающих услуги в жилищно-коммунальной сфере. Из них действующих 9 предприятий. Комитетом жилищно-коммунального хозяйства в связи с выбором способа управления многоквартирными домами и избранием собственниками помещений частных управляющих компаний были внесены на рассмотрение следующие предложения:

-в отношении 4-х предприятий завершить процедуру ликвидации (ЖЭУ Ленинского района),

-приватизировать 4 предприятия жилищно-коммунальной сферы (МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района, МУП «ДЕЗ №2» Ленинского района, МУП «Южком», МУП «ЖЭУ №30»);

-сохранить организационную форму муниципальных унитарных предприятий в отношении 5 предприятий (МУП «ЖЭУ №47 «Строитель», МУП «Лифткомплекс», МУП «Управляющая компания «Центральная», МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №1» Октябрьского района, МУП «Управляющая компания ПЖЭТ №2» Октябрьского района). 

Кроме того, в отношении 12-ти МУП «ПЖЭТ», МУП «ЖЭУ» города введена процедура банкротства.

14 муниципальных предприятий оказывают услуги населению в сфере благоустройства, транспорта и дорожного хозяйства. Предложения комитета по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи состоят в создании единой организации для обслуживания дорожного покрытия и благоустройства районов на базе МУП «Барнаулавтодор» гарнаула и сохранения организационной формы муниципальных унитарных предприятий «Горэлектротранс», «Служба управления наземным пассажирским транспортом», «Горзеленхоз», «Барнаулгорсвет». Кроме того, в отношении 5 предприятий благоустройства и транспорта введена процедура банкротства.

По предложениям отраслевых комитетов у МУП «Землеустройство и геодезия», МУП «Барнаулкапстрой» и МУП «Парк культуры и отдыха Центрального района» организационная форма муниципального унитарного предприятия будет сохранена.

По предложению комитета по делам здравоохранения был рассмотрен вопрос реформирования муниципальных аптек, в форме объединения семи предприятий здравоохранения (аптек) в одно предприятие и последующей его приватизацией в форме акционерного общества. Барнаульской городской Думы принято решение от 17.06.2008 №778 о преобразовании муниципального унитарного предприятия «Аптека №1» в открытое акционерное общество. В настоящее время работа по акционированию МУП «Аптека №1» продолжается. Создание единой, современной муниципальной аптечной сети с узнаваемым логотипом, грамотной автоматизированной логистикой управления, менеджментом, централизованными ресурсами позволит получать более благоприятные условия поставки медикаментов, в том числе кредитования.

         По такому же пути реформирования комитет планирует провести работу в жилищно-коммунальной сфере и сфере дорожного хозяйства и  благоустройства.

         Таким образом, создание единых открытых акционерных обществ, в составах которых будут функционировать участки по осуществлению социально значимых задач в каждом  районе города, позволят:

-уменьшить расходы в части содержания административного аппарата;

-осуществлять более тщательный контроль со стороны администрации города;

-увеличить доходную часть бюджета города путем перечисления части дохода (дивидендов) от прибыльно работающих открытых акционерных обществ.

Одним из направлений реформирования муниципальных унитарных предприятий является ликвидация убыточных предприятий и предприятий, деятельность которых не соответствует вопросам местного значения, а также ликвидация предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества. Как было сказано ранее, за период реформирования с 2005 года по сегодняшний день ликвидировано 49 предприятий, в том числе за 2007 год – 15 предприятий и за 8 месяцев 2008 года уже ликвидировано уже 9 предприятий.

В целях ускорения завершения ликвидации муниципальных унитарных предприятий комитетом заключаются договоры с организациями на проведение работ по ликвидации предприятий, в том числе восстановление бухгалтерской отчетности на предприятиях, не осуществляющих свою деятельность на протяжении нескольких лет, и сдача документов в архивный отдел города.

До конца года запланировано вывести из единого государственного реестра юридических лиц еще 13 предприятий. 

В заключении хотелось бы отметить, что в продолжение работы по реформированию МУПов и в соответствии с системой критериев для сохранения в муниципальной собственности унитарных предприятий, утвержденной постановлением главы города от 29.06.2006 №1672, комитетом по управлению муниципальной собственностью составлен план реформирования муниципальных унитарных предприятий. В соответствии с данным планом работу по реформированию МУПов и приведение в соответствие их деятельности вопросам местного значения планируется завершить в 2012 году.